Традиционно словом «агрессивный» принято называть человека, рвущегося в атаку, зачастую без достаточной на то причины. Агрессией называют язвительные комментарии в адрес преподавателя, травлю одноклассника и тому подобные вещи. Но ограничивается ли агрессия этими проявлениями? И что за ней стоит на самом деле?
Кто она такая?
Как это часто бывает, отступая на шаг в сторону от привычных установок, мы обнаруживаем за «вредной» агрессией тщательно продуманный биологический механизм, которым мы многому обязаны.
В книге знаменитого этолога Конрада Лоренца (она так и называется — «Агрессия») последовательно и очень убедительно показывается, как именно агрессия позволяет нам выживать. Основной тезис книги — в неизбежности и необходимости агрессии, которая позволяет агрессору добиваться своего (а «миротворцу» — обрекать себя на провал).
Человеческая эволюция, правда, красноречиво свидетельствует о том, что альтруистический подход с точки зрения биологической целесообразности ничуть не уступает агрессивному. Об этом, в частности, писал наш соотечественник В.П. Эфроимсон.
Однако, к какой бы позиции мы ни склонялись, нельзя отрицать очевидного: агрессия «зашита» в нашей ДНК, и в ближайшее время никуда оттуда не собирается.
Хорошие новости: современная психология занимается исследованием агрессии не первый год и успела многое о ней узнать. И — сюрприз — прийти к выводу, что агрессия сама по себе мало общего имеет с тем демонизированным её образом, к которому мы привыкли. Согласно определению психолога Леонарда Берковица, агрессия — это прежде всего намеренное действие, за которым стоит желание влиять на ситуацию или сформировать благоприятную идентичность.
Но как это выглядит на практике?
Виды «бытовой» агрессии
Теперь, когда мы выяснили, что называется «агрессией», давайте попробуем выяснить, когда она проявляется.
Психолог Тамара Григорьевна Клещунова, рассуждая об агрессии, выделяет три основных её типа.
1) Тревожность, трансформированная в агрессию.
Этот тип агрессии проявляется, когда человек переполнен страхом или тревогой. Стремясь защитить себя от него, он «нападает первым», перенаправляя скопившиеся внутри эмоции на других людей. Такая форма агрессии очень распространена среди детей.
2) Агрессия, трансформирующаяся в решение задачи.
Как говорилось выше, агрессия — это прежде всего атакующая направленность энергии против чего-либо. Это то, что мы обычно обозначаем идиомами «засучить рукава», «бросить все силы». И один из способов реализовать такую агрессию — достижения. В подростковом возрасте, когда тело переполнено энергией, это очень часто реализуется в движении: в спорте, любых состязаниях и соревнованиях (в том числе и «кто лучше напишет контрольную» — правда, такое встречается куда реже).
3) Самая тяжёлая, по мнению специалиста, форма агрессии, — деструктивная.
Причина — в её происхождении: её источник сокрыт очень глубоко и из-за этого гораздо серьёзнее в социально-психологическом смысле. Как правило, это результат эмоциональной неудовлетворённости ребёнка в детстве. Чаще всего её компенсируют на низком уровне, ярким и зачастую жестоким способом — мучают кошек, бьют слабых, как вариант – переедают или же причиняют боль себе. Есть и вербальный способ проявить агрессию такого типа — обзываться, ябедничать, и это, по мнению психолога, лучше, чем пассивно-агрессивное поведение: последнее рано или поздно переполняет внутренний резервуар, и тот взрывается.
Для того, чтобы научиться правильно реагировать на агрессию, нужно прежде всего увидеть в ней не самозародившийся негатив, который нужно немедленно устранить (подзаголовок книги Конрада Лоренца — «Так называемое зло»), а следствие определённых причин, включая и фрустрации со стороны родителей.
В поисках причин
Как правило, первая реакция при столкновении с детской агрессией — недоумение, затем — желание наказать. Однако обрадуем вас сразу: отдельные проявления детской агрессии неизбежны, детям, особенно маленьким, свойственно решать конфликты методом «совочком по голове». Настоящая проблема — если желание драться проявляется регулярно и никуда не девается. Что делать в таком случае?
Отвечаем: задать себе вопросы.
- Что провоцирует агрессию?
- Есть ли у вас, родителей, проблемы с тем, что провоцирует агрессию у ребёнка, — или же это особенность его темперамента, превратившаяся в привычку?
- Приняты ли такие проявления агрессии в его коллективе?
- Не травят ли ребёнка в школе? (О буллинге мы писали совсем недавно вот тут)
Действовать нужно исходя из ответов.
Важно! Приступая к пункту «действовать», убедитесь, что ваши действия не заряжены агрессией — во всяком случае, в той степени, в которой ею заряжен ваш школьник.
Если причина агрессии вашего (или чужого) школьника — травля однокашников, решать эту проблему должны взрослые. В самом подростковом желании подраться как таковом нет ничего плохого, плохо желание подраться здесь и сейчас: школа не должна предоставлять такой возможности, и это ответственность взрослых (то есть, учителей и воспитателей).
Ты что, не мог дать сдачи?
Говоря о школе, нельзя не упомянуть понятие «нулевой толерантности к агрессии», Zero Tolerance Towards Aggression, принятое во многих странах. В соответствии с этой установкой детей учат не драться — никогда, ни с кем, ни при каких обстоятельствах. Подобное поведение считается совершенно антисоциальным.
У такого принципа есть свои большие плюсы: действительно, школьники почти не дерутся (хотя, как показывает практика, в дальнейшем об этом правиле иногда забывают).
Оборотная сторона этого «правила жизни» — конденсация агрессии внутри. Да, большинству школьников везёт трансформировать эту энергию в спорт, творчество, видеоигры и дуракаваляние, но в отдельных случаях всё приводит к трагедиям: стрельба в американских школах давно стала если и не привычным явлением, то уж во всяком случае не сенсацией.
В российской действительности агрессия не то чтобы поощряется, но скорее принимается как норма: дать сдачи, постоять за себя считается благом. В жизни придётся столкнуться ещё не с таким!
Но если говорить о том, «как надо», то «надо» ближе скорее к первой позиции. Да, безусловно, драки случаются, но также безусловно, что они — исключение из правил. Если в драке никто не убит и не покалечен, в ней нет ничего криминального, но ответственность взрослого — в предотвращении и прекращении стычек.
В противном случае в обществе (неважно, что пока оно только детское) неизбежно главенствует культ мачо, культ силы — а там недалеко и до «Повелителя мух».
Мужское и женское
Напоследок нужно сказать о так называемой «склонности» мальчиков к дракам, а девочек — к миролюбивому поведению. Как и все расхожие утверждения, это правдиво лишь отчасти. Девочки действительно менее склонны ввязываться в драки, но — сюрприз! — лишь начиная с определённого возраста, а именно — примерно с 13-14 лет.
Поэтому курощать детей причитаниями «ты же девочка» или «она же девочка» можно, но вряд ли очень эффективно: когда хрупкому тебе отвешивает оплеуху увесистая (по сравнению с тобой) одноклассница, гендерные вопросы отступают далеко на второй план. Не говоря уже о дошкольном возрасте, когда эта гендерная разница в принципе не очень понятна.
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями: