От иных школьных воспоминаний на голове, бывает, шевелятся волосы. Кажется, что наказания, которые практикуют (или, во всяком случае, практиковали) школьные учителя, придуманы были для чего угодно, но только не для того, чтобы простимулировать учебный процесс: попробуй запомни что-нибудь после того, как тебя публично унизили у доски, напоследок припечатав «двойкой» в качестве высшей дисциплинарной меры.

Есть ли у преподавателя полномочия наказывать? Действуют ли наказания в качестве обучающего инструмента — и что вообще такое это «наказание»? Разбираемся в вопросе с помощью преподавателя «Ассоциации репетиторов» Анастасии Михайловны.

Правила для учителя

Ещё сто лет назад физическое наказание ученика было в порядке вещей; получить линейкой по ладоням за плохое поведение можно было запросто. Сегодня, кажется, для всех представляется очевидной невозможность любого физического воздействия со стороны учителя. Было бы неверно думать, что мы обязаны этим изменившимся временам: эта норма закреплена в законе. Он сообщает нам следующее.

«Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».)

И ещё кое-что.

«Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Меры принуждения

Иными словами, учитель, среди прочего, не имеет права унижать ученика перед одноклассниками — и это для многих огромное откровение. Нелестные комментарии, прозвища, советы и выводы о моральном облике ученика — всё это лежит за пределами круга того, что учителю можно. Помимо того, что это само по себе негативно сказывается на психологическом состоянии ребёнка, это ко всему прочему не ведёт в нужном направлении — а именно, к улучшению успеваемости.

Почему так? Сразу по нескольким «потому что».

  1. Атмосфера страха мгновенно перемещает ребёнка в зону тревоги. Зона тревоги — место, где обучение невозможно в принципе.
  2. Мотивация учиться пропадает мгновенно: зачем, если это чревато неуспехом и повторением травмирующей ситуации?
  3. Публичное унижение может повлечь за собой ряд тяжёлых психологических проблем, в том числе нервный тик и заикание. Справиться с ними во взрослом возрасте будет очень трудно.
  4. Ребёнок не научается ответственности; наказание перед классом он воспринимает как травму, а не как закономерное следствие неподготовленного/непонятого урока.

Самое главное — учитель в глазах учеников теряет авторитет, пользуясь своей властью взрослого для унижения того, кто заведомо лишён возможности что-либо ей противопоставить.

Меры принуждения

Анастасия Михайловна, выпускница Санкт-Петербургского Института Гештальта, уверена: наказание в долгосрочной перспективе не принесёт ничего, кроме вреда.

«Если это наказания в традиционном смысле слова, - повышение голоса, "встань в угол и стой до конца урока", “родителей в школу” — то вряд ли от этого детям захочется лучше учиться. Единственный эффект, которого можно достичь таким образом, — это запугивание: некоторые дети учатся из страха перед учителями и родителями. Но та ли это мотивация, которую мы хотим для детей? И долго ли она продержится? В подростковом возрасте этот страх уйдет, и не останется никаких стремлений к учебе. Если же это понятные, логичные санкции, которые не несут в себе отрицательных эмоций учителя, то это может никак не сказываться на процессе обучения. Некоторым детям это может даже помочь, т.к. даст ощущение понятности, предсказуемости и безопасности процесса обучения».

О чём речь?

Закон причины и следствия

Зачастую — и речь не только о школьном обучении, но о воспитании в целом — наказание как бы «прорывается» сквозь толщу учительского или родительского терпения, как долго ждавшая своего часа ответная мера. В самом деле: если ребёнок систематически не выполняет задания или поступает вопреки запретам/предписаниям родителей, терпение старших постепенно тает и в конечном счёте происходит конфликт (в быту известный как «накипело»).

Можно ли избежать таких ситуаций? Можно, но вместо схемы «терпеть до последнего, а потом сорваться» имеет смысл разработать другую — «причина и следствие», причём важно, чтобы ребёнок имел чёткое представление и о том, и о другом.

«В процессе обучения и воспитания можно использовать санкции, меры, или, по-простому, последствия, — считает Анастасия Михайловна. — Причем они должны быть заранее известны ученикам. Санкции могут быть как результатом договоренностей между учителем и учениками, так и просто озвучены учителем заранее как правила. Очень важно, чтобы ученики понимали (а на это способны даже самые маленькие), что эти санкции с ними случаются не потому, что учитель к ним плохо относится или они его раздражают, а что это следствие их конкретного поведения. Такой подход поможет приучить к полезной мысли о причинно-следственных связях в жизни и избежать эмоциональных и бессмысленных наказаний».

Меры принуждения

Под «санкциями», разумеется, подразумевается не физическое наказание: никаких отжиманий за опоздания, сидения на корточках во время перемены или мытья посуды в учительской (а это, если верить рассказам бывших школьников на интернет-форумах, реальные случаи).

«Наказание — слишком резкое слово, оно вызывает только негативные ассоциации, вплоть до телесных наказаний, которые, конечно же, неприемлемы, — подчёркивает Анастасия Михайловна. — Как уже говорилось выше, учитель вполне может осуществлять санкции за нарушения правил. Каждая серия «Симпсонов» начинается с того, что в заставке Барт оставлен после уроков в школе и пишет много раз одну и ту же фразу на доске. Но в идеале у санкций есть какой-то практический смысл: например, если ученик списал контрольную, то он остается после уроков и пишет другой вариант в одиночестве. Хорошо, когда санкции имеют какой-то смысл, приносят пользу».

Постоянство памяти

Чаще всего наказания к ученикам применяются по дисциплинарным причинам. Одно дело — непонятый материал (его можно объяснить в частном порядке или дополнительно разобрать на уроке), другое — опоздания на урок и попытки игнорировать учебный процесс (чтение под партой, самолётики, мобильные телефоны, разговоры, etc.).

Учительское негодование, с одной стороны, несложно понять: предполагается, что ученик приходит в школу с определённой целью (получить образование) и потому должен соответствовать определённым нормам, ему предъявляемым — в частности, не опаздывать в класс. Задача учителя же заключается в том, чтобы стать своего рода медиумом между системой, которая позволяет получать образование, и учеником, который, по идее, всеми силами стремится его получить.

Проблем в таком положении вещей несколько:

  • Во-первых, и учитель, и ученик — живые люди со своими биоритмами, проблемами и жизнью за пределами школы. События в личной жизни могут сказываться на учебном процессе и на эмоциональном состоянии как первого, так и второго.
  • Во-вторых, существующая система оценок и экзаменов неизбежно ставит учителя в позицию крайнего. Если ученик плохо пишет ЕГЭ, это проблема учителя.
  • Наконец, в-третьих, количество учеников в классе так или иначе провоцирует риск возникновения «помех» во время урока.
Меры принуждения

Всё это так или иначе приводит учителя к необходимости каким-либо образом с этим справляться. Реакция, кажущаяся нам наиболее естественной, — повышение голоса, удаление нарушителей из класса или короткая отповедь, содержащая нелестные оценки в адрес ученика. К сожалению, традиционно именно эти методы воспринимаются «естественными». Но естественного в них по факту только сила привычки — как мы видели выше, положительного эффекта от них ждать не приходится.

Из этого логичнее было бы предположить, что проблему дисциплины на уроке гораздо эффективнее можно решить иначе — создавая доверительное пространство между учеником и учителем, пытаясь заинтересовать ученика и создавая у него мотивацию к углублению своих познаний в материале. По большому счёту, это и есть то, на чём можно выстроить то самое образование, за которым ежедневно в течение одиннадцати лет ходят в школу. Ведь если учитель становится не наставником, а надсмотрщиком, учёба теряет всякий смысл, а школа становится пыткой.

«Сейчас все больше и больше родителей ценят доброжелательное отношение к ребенку, а не только качество образования, — объясняет Анастасия Михайловна. — Встречаются и те, кто отношение ставят на первое место, поскольку ребенок, у которого не отбили желание учиться, будет способен сам впоследствии добрать необходимый материал».

Мудрая сова 06 октября 2017